Проекты

 

snimok

http://director85.pp.ua/literaturnaya-gostinaya-puls/

«Чтение с увлечением» . ДОШ №85. Шлёнская Н.Л., Николашева Е.А., Зайчикова Е.А.

Актуальность и социальная значимость модели

Современное общество, подверженное глобализации, компьютеризации, ускоренному темпу жизни, сформировало потребность в новом типе читателя. Современный школьник – реципиент, усваивающий комплексную информацию (СМИ, интернет, научная литература, художественная литература).  Главным компонентом, выполняющим познавательную, эстетическую, дидактическую, информационную функции, всё же должна оставаться художественная литература. В последние годы, к сожалению, выявлено замещение этого компонента другими элементами информационного пространства. Поэтому актуальной проблемой является формирование современного читателя – вдумчивого, ориентирующегося в литературном пространстве, умело владеющего инструментарием читателя, навыками в работе с научной, художественной литературой, активного участника мировых читательских событий и движений.

И мы понимаем, что в наше время  методы и формы вовлечения маленького человека в читательский мир должны быть особыми, креативными и актуальными.

Цель модели. Воспитание активного развитого читателя.

 Задачи модели

  1. Развивать потребность в ежедневном общении с книгой.
  2. Воспитывать эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нём отражённых; культуру чтения.
  3. Формировать умения и навыки в работе с научной и художественной литературой.
  4. Повысить значимость библиотеки, театра и киноискусства в жизни читателя.
  5. Сформировать читателя как компетентного участника современного мирового читательского движения.

Тип модели. Проект «Чтение с увлечением»

Участники. Учащиеся, родители, педагоги, библиотекарь.

Сроки реализации. В течение учебного года

Краткое содержание.

Структура  проекта «Чтение с увлечением».

1.Педагогическая мастерская: инновационные технологии и урок.

В своём опыте мы опираемся на методику московских учёных-практиков Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла» и на методическую систему Джинни Стил, Курта Мэрэдита, Чарльза Тэмпла «Развитие критического мышления в преподавании разных предметов» (далее РКМ), которая предлагает принципы использования различных педагогических технологий и активных методов обучения. В основе лежит исходное отношение «Автор − художественный текст − читатель», соответствующее концепции М.М.Бахтина о сущности взаимоотношений читателя и писателя. Мы используем инновационные педагогические технологии, позволяющие сделать урок ярким, полезным и плодотворным, интересным для учащихся, что вовлечёт учащихся в процесс сотрудничества и  поможет проявить себя  как читателя, автора, публициста и теоретика.

Основные позиционные моменты работы учащихся на уроке.

Работа в позиции «Читатель»: непосредственное эмоциональное вслушивание, выразительное чтение, акцентное вычитывание, работа со словарём настроений, журнал диалога, дневник двойных заметок, работа с цитатами.

Работа в позиции «Автор-художник»: устное художественное творчество, наблюдение за художественным текстом, наблюдение за реальностью, комментированное чтение, творческие задания, коллажи и предугадывание событий или развития сюжетной линии.

            Работа в позиции «Автор-публицист»: устные рассуждения о жизни, сочинения, статьи.

Работа в позиции «Теоретик»: изучение биографий писателей, изучение теоретического материала по литературе.

Внедрение приёмов технологии РКМ (кластеры, инсерты, «тонкие и толстые вопросы», «дневники и бортовые журналы», синквейны, стратегия «рафт» и др.) помогут в работе над  научными статьями не только на уроках литературы, но и по другим предметам.

Особое внимание уделяем начальной школе, где закладывается фундамент интереса учащихся к чтению. Методическая работа учителей начальных классов направлена на поиск и внедрение различных технологий, методов и приёмов по скоростному чтению.

Организованная таким образом работа на уроках  даёт возможность учащимся развивать свою речь, мышление, творческие способности  и иметь свою точку зрения на тот или иной вопрос. Учит рассуждать и анализировать, думать и, конечно, побуждает к чтению художественных произведений. 92% учащихся имеют высокий уровень знаний по литературе.

  1. Микс-технологии: социальные ролики о пользе чтения, буккроссинг, рекламное творчество, квесты, флешмобы и профлеши.

Стимулировать читательский интерес помогают микс-технологии, которыми богат компьютерный мир. Интернет-пространство содержит много мотивационных и познавательных видеороликов о пользе чтения, книгах и библиотеках. Этот материал необходимо использовать на уроках литературы и в воспитательных мероприятиях.

В развитии интереса к чтению помогают литературные квесты, флешмобы и профлеши («вспышка профессионалов»). Эффективность мероприятия станет выше, если эти акции станут спланированными событиями заинтересованных людей,  профессионалов своего дела, преследующими популяризацию книги и процесса чтения. При реализации события   сохраняется неожиданность для случайных зрителей и как бы спонтанность. Особое место принадлежит буккроссингу – общественному движению любителей книги. Такие яркие акции приносят много радости. Это прекрасная почва для реализации творчества  педагогов.

  1. «Мама, папа и я – читающая семья»

В процессе  воспитания культуры чтения у учащихся педагогам нужен союзник. Разумеется, это семья. Если «Мама, папа и я – читающая семья» – результат превзойдёт ожидания. Поэтому мы начинаем «пропаганду» семейных чтений в Школе будущего первоклассника: кинозал для родителей с прокруткой социальных роликов о пользе чтения, рекламные буклеты. В течение года интересные мероприятия: конкурс фотографий «Семейные чтения», общешкольное мероприятие «Мама, папа и я – читающая семья», тематические общешкольные родительские собрания.

4.Внеклассная работа по литературе

Организация внеклассной работы по предмету – ещё одна прекрасная возможность для развития читательского интереса. Позитивный акцент – резервное время, которое не может себе позволить учебный процесс. Формы работы: «Турнир скоростного чтения», конкурс инсценированной сказки, конкурсы чтецов, ораторов и декламаторов, участие в веб-фестивалях, Декада читателя, День театра, День искусств, конкурсы поделок «Моя любимая книга», тематические вернисажи и выставки.

5.«Живая библиотека»

Пришло время повысить значение библиотеки в жизни современного читателя. Необходимо поднять авторитет библиотеки в мире компьютеров и показать её необходимость в учебно-воспитательном процессе. Так возникла идея создания «Живой библиотеки» – организация мероприятий, направленных на поднятие имиджа школьной библиотеки. Надеемся, что система в работе поможет создать новый проект под названием «Живая библиотека». Библиотекарь школы, учащиеся, входящие в совет библиотеки, –активные участники буккроссингов и профлешей, библиотечных акций и выставок литературы. В библиотеке создаётся «виртуальный отдел» – буктрейлеры  по школьной программе, видеоролики об известных библиотеках, серия видеоматериалов о создании книги. Регулярное проведение библиотечных уроков увеличивает читательский спрос. В классах созданы читательские информационные уголки. А «Весёлые перемены» привлекают внимание малышей книжками – раскрасками сказочных героев. Волонтёры – старшеклассники снимают видеоролики о школьной библиотеке.

Буккроссинг

Среди молодежи большую популярность набирает новое общественное движение – буккроссинг.

Появившись относительно недавно, оно уже достаточно популярно во многих странах мира. В переводе с английского обозначает «освобождение книг». Цель движения довольно проста: книги не должны быть забытыми. Если ты прочитал книгу – дай прочитать её и другому. «Забытые» бестселлеры  можно найти в общественных местах, на лавочках и даже, как ни странно, привязанными к деревьям.  Найдя такую книгу, нужно обязательно зарегистрировать её на специальном сайте, а после того, как прочитал – оставить в общественном месте, дав возможность насладиться чтением другому человеку. Таким вот образом, книги и совершают свои путешествия.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Инициаторы общественного движения «Буккроссинг»-пятиклассники

Идея «освобождения» книг, присуща американцу Рону  Хорнбекеру. Впервые он создал буккросский сайт bookcrossing.com и чуть позже, оставил в фойе гостиницы 20 книг с надписями, объясняющими суть акции. Сайт мимолетно начал приобретать популярность и уже через полгода, на нем было зарегистрировано три сотни человек. С каждым днем все больше и больше появлялось участников и в итоге, буккроссинг распространился по Соединенным штатам.

Потом идея получила распространение и в других странах. Италия стала лидером среди книг – путешественниц. PassaLibro – так наименовали буккросинг в этой стране. Власти Флоренции всячески поощряли это движение. Четыре тысячи книг  в миг разошлись по рынкам города.

Сам процесс «освобождения книг» требует небольших знаний. Итак, как же «отпустить книгу на свободу»?

Самое первое: если очень хочется поделиться хорошей книгой, то ты должен  зарегистрировать её на буккроссерском сайте. К примеру, на этом: bookcrossing.com

Второе: описать эту самую книгу, для того, чтобы ей присвоили свой номер

Третье: приклеить на книгу наклейку с объяснением. Иначе, книга может потеряться  Четвертое: оставить её в общественном месте

И последнее: написать на сайте кем, когда и где была оставлена книга. Следует помнить, что если вы вдруг нашли книгу, не стоит ее оставлять у себя, тем самым лишив другого удовольствия от прочтения того или иного произведения.

Комментирование закрыто.