Советы доктора и школьного психолога

Материалы подготовлены психологом школы Николашевой Е.А.

 

 

Категорически нельзя

1. Говорить ребенку, что он плохой. Локализуйте проблему! Вас не устраивает не он сам, а его поведение в данный момент.
2. Ставить условия для проявления собственных чувств. Навсегда уберите из лексикона фразы «я больше тебя не люблю», «ты вел себя плохо — я от тебя уйду навсегда». Вы ставите малыша перед нерешаемой и невыносимой для него проблемой: потерей вас и вашей любви. Знайте, что он поверит вам безоговорочно. Такая внутренняя установка ребенка вряд ли позволит вам когда-нибудь почувствовать себя по-настоящему хорошей мамой.
3. Быть заложницей чувства вины. Это потянет за собой заискивающие, неестественные интонации, усилит тревогу вашего малыша и укрепит его в ощущении, что тут что-то не так.
4. Пропускать утренники, соревнования и спектакли. Ребенок, чьи родители не пришли поболеть за него, чувствует себя заброшенным, одиноким и никому не нужным.
5. Вести педагогические дискуссии с супругом при ребенке: это ваша «родительская» кухня. Малыш должен быть уверен, что между его родителями царит абсолютное согласие.
6. Давать противоположную по смыслу обратную связь одним и тем же поступкам ребенка. То есть если дома вы выскажете ему недовольство за неубранные игрушки, то и на улице — в песочнице — он должен собирать их самостоятельно. Ругать ребенка, когда вас никто не видит, и отмалчиваться на людях — двойной стандарт, постичь смысл которого малыш просто не в состоянии.

Журнал Mamas&Papas  http://www.mamaspapas.ru 

5 советов, как помочь ребенку остаться собой

Антонина Чунаева  (http://letidor.ru)

Что делать родителям, если ребенок начинает следовать популярным в обществе стереотипам?

 

Найти баланс между современной модой и вечными ценностями

Ребенок подвергается влиянию со стороны огромного количества источников – это не только семья и сверстники, но и массмедиа, и литература, и даже компьютерные игры. Поэтому влияние общества на ребенка может быть очень разнообразно. В целом, оно формирует у него систему ценностей и учит адаптироваться в окружающей среде. А вот положительные и отрицательные аспекты влияния будут зависеть от самого общества и тех ценностей, которое оно разделяет. Что хорошо, или нормально в одном обществе, может быть воспринято негативно в другом. Поэтому, задача родителей заключается в том, чтобы найти баланс между различными аспектами влияния и помочь ребенку сформировать приемлемое в данной среде мировоззрение. В этом и заключается воспитательная функция родителей – указывать вектор развития.

Оставаться авторитетом для ребенка

Сейчас все больше формируется тенденция увеличения влияния мнения сверстников на систему ценностей ребенка, в то время как влияние родителей снижается, причем уже с раннего возраста. Очень часто уже с начальной школы пример поведения сверстников становится более важным. Но, несмотря на то, что мнение родителей может уходить на второй план, это не означает, что оно становится неважным для ребенка. Поэтому, в семьях с хорошими взаимоотношениями, родители все равно будут оказывать существенное влияние на формирование мировоззрения и ценностей ребенка.

Сложно сказать в каком именно возрасте начинает преобладать мнение сверстников, или родителей. Баланс между этими категориями будет зависеть от каждой конкретной семьи и взаимоотношениях внутри нее. Так, в некоторых семьях мнение родителей равноценно важно для ребенка, как и мнение сверстников, а в других может быть менее или более ценным. Однако в большинстве случаев этот баланс будет смещаться то в одну, то в другую сторону в течение жизни. Например, в раннем возрасте родители имеют больше влияния на ребенка, чем в подростковом. Но все будет зависеть от взаимоотношений внутри семьи.

Наглядно объяснить, в чем заключается выбор

Если ребенок решил что-то попробовать, то, скорее всего, он это попробует, даже если родители будут ему запрещать и наказывать. Поэтому, лучший способ реакции родителей – это поговорить с ребенком, объяснить ему почему, на их взгляд, такое поведение является проблемой. При этом нужно предоставить ребенку информацию, в доступной для него форме, и убедиться, что он понимает последствия выбранного им типа поведения. Это должен быть ненавязчивый, но эффективный способ. Например, в некоторых странах есть специальные выставки, которые показывают тело и органы курящего и некурящего человека и позволяют очень наглядно увидеть влияние курения на организм и, в частности, легкие курящего человека. То есть, это должна быть такая информация, которая подействует на ребенка, отложится у него в голове и заставит подумать о последствиях своих действий. И очевидно, что любой способ будет более эффективен, если у родителей хорошие, доверительные отношения с ребенком.

Научить отстаивать свое мнение

Не все люди следуют принятым нормам поведения в определенных группах и обществах. В то же время, делать что-то вразрез ценностям большинства людей, которые вам небезразличны, может быть достаточно сложно. Но, как я уже сказала, на ребенка оказывается много различного влияния, со стороны многих людей. Поэтому, даже если большинство из них демонстрирует один тип поведения, остальные могут демонстрировать другой. Возвращаясь к вопросу о балансе. Большинство сверстников ребенка могут курить, но если у него хорошие взаимоотношения с родителями, то они смогут объяснить ему последствия курения и помогут добровольно выбрать другой тип поведения.

Понять, что от всех опасностей ребенка не защитить

Я не знаю научных исследований относительно того, как в дальнейшем поступали дети, которых ограждали от внешней среды. Конечно, попытаться оградить своих детей от явно негативной среды – это естественное поведение родителей, но нужно понимать, где находится грань. Потому что, когда ребенок, которого слишком тщательно ограждали от внешнего мира, достигнет 18-20 летнего возраста и начнет жить самостоятельной жизнью, он может пуститься «во все тяжкие», или же, наоборот, замкнуться в себе. Я считаю, что несомненно родителям нужно принимать некоторые меры, чтобы защитить ребенка, но, на мой взгляд, не стоит переусердствовать.

В очередь: характер формирует порядок рождения ребенка

 

Порядок рождения детей вносит свои коррективы

Часто родители обнаруживают не только явные различия во внешности, но и столь разные характеры своих детей, которые занимают в семье определенные роли. От чего это зависит: от генетики, от нашего с ними поведения или от очередности их появления на свет? Посмотрим на этот вопрос вместе с психологом в области семейных отношений Гейл Гросс (Gail Gross), которая полагает, что «…с каждым ребенком родители ведут себя по-разному».

Такие разные родители

Ученые полагают, что очередность рождения детей в семье, также важна для определения характера человека, как пол и генетические данные. Исходя из того и мы, родители, ведем себя по-разному с каждым из своих детей. Как следствие, каждый ребенок занимает свою, особую роль в семье. Например, если один ребенок получает максимум родительской заботы, другой займет место ребенка, сражающегося за внимание.

Как новоиспеченные родители, вы помните каждое мгновение жизни своего первенца: помните, как вы ежеминутно проверяли его дыхание в колыбельке, как кормили его своим молоком, как стерилизовали для него пустышки и укачивали на руках на ночь. Это единственный ребенок, которому не пришлось делить родителей с другими детьми: остальным – придется.

Первенцем гордятся, радуются за каждый его успех и боятся каждого его промаха. Средний ребенок обычно находится под главенством старшего, который мудрее и сильнее. К моменту рождения младших детей у родителей уже не так много времени, чтобы скрупулезно относиться к каждой мелочи, заботясь о детях, а поэтому они достаточно демократичны в некоторых в вопросах внимания и дисциплины.

Детские роли

В то время, как старший ребенок запрограммирован на достижение целей, средний быстро учится быть понимающим и принимающим ситуации миротворцем,  младший остро нуждается во внимании. Как следствие, очередность рождения детей в семье — это важная переменная в уравнении, говорящем о характере человека.

Первенец: борец по жизни

Старшие дети чаще всего имеют много общего между собой по причине обилия внимания со стороны родителей, которые вплотную занимаются разносторонним развитием и стараются проводить с ним как можно больше времени вплоть до появления последующих детей.

Такие дети хорошо воспитаны (если не избалованы), ответственны, осторожны, и им можно доверять. Они вырастают целеустремленными людьми и часто являются лидерами, а в профессии занимают руководящие должности.

Если вы старший ребенок в семье, наверняка вы перфекционист, борющийся за достижение своих целей и нуждающийся в одобрении со стороны. Вы — как копия своих родителей, стараетесь руководить своими младшими братьями или сестрами, однако с их появлением вы испытываете утрату, утрату своего положения в семье, как единственного и всеми обожаемого ребенка. Теперь родители будут делить свою любовь.

Устами ребенка:

«Мне нравится, когда все вокруг обо мне заботятся».
«Я окружен взрослыми, я многому у них учусь».
«Так хочется братика/сестричку! У всех есть, а у меня нет!»
«Я не думал, что все изменится не так, как я хотел: теперь мама с папой реже стали со мной играть, брат подрос и стал ломать мои игрушки, я ругаюсь и обижаю его, а мама во всем винит меня. Игрушки разбросал младший, а я почему-то должен их собрать. Мама говорит, это потому, что я старший!»

Совет родителям:

С появлением младших детей, родители порой возлагают на старшего обязанности взрослого, превращая его в еще одного «маленького взрослого». В такой ситуации на ребенка навешивают ответственность, которая часто ему не по силам, и я говорю о моральных силах прежде всего. Ощущение виновности за проделки младшего не покинет старшего до тех пор, пока его брат/сестра не повзрослеет.

Что можно и нужно сделать родителям? Хотя старшему ребенку необходимо почувствовать нового члена семьи, иногда заботясь о нем, при этом его роль не должна измениться. Прося его поучаствовать в уходе за младшим, что полезно для установления дружеских отношений между детьми, не нужно сообщать ему о том, что он должен это делать, потому что он старший. Единственное, что должен ребенок, так это получать ощущение благодарности от вас за оказанную помощь или проявленное участие.

Первенцу необходимо слышать от вас слова одобрения в конфликтных ситуациях с младшим: если старший ребенок силой вернул свою игрушку, взятую младшим непоседой, он надеется услышать от вас фразу «Ты прав, что хочешь вернуть свою игрушку, но давай научимся делать это мягче, попробуй сначала попросить брата тебе ее вернуть». Не стоит говорить: «Ты же старше, ты должен быть умнее! Пусть младший играет». Ситуаций может быть много, для конкретной есть свое решение, но общее направление ваших мыслей не должно заставлять старшего ребенка думать, что в силу своего возраста он должен во всем уступать младшему, ведь первенцу так важно осознавать свою правоту и значимость.

С рождением второго малыша, скорее всего, поменяется распорядок дня первого: если вы не можете водить старшего в кружки, займитесь с ним его развитием дома. Если со здоровьем всех членов семьи все в порядке, то, как минимум, час в день можно выделить для совместных игровых уроков.

Средний ребенок: миротворец

Если вы средний ребенок в семье, скорее всего вы имеете такие черты характера как общительность, честность, уступчивость, граничащая с духом соперничества. В целом ваше поведение будет прямо противоположным поведению старшего или самого младшего малыша. Так как заботы родителей вам достается меньше, чем старшему и младшему ребенку в семье, вы стремитесь окружить себя друзьями, от которых и восполняете недостаток внимания. Хорошо развитые навыки общения в детстве, пригодятся вам в будущих профессиях. Американские президенты, политические деятели и знаменитости такие, как Абрам Линкольн, Джон Кеннеди, Уинстон Черчилль, Дональд Трамп и Стив Форбс были средними детьми в семье.

Устами ребенка:

«Ко мне относятся не как к личности, которую видят в старшем, и не как к маленькому и беззащитному, которого видят в младшем. Буду искать внимания у друзей!»
«Меня никто не понимает, а это так обидно!»

Совет родителям:

Теперь вы делите внимание на троих детей. Чтобы помочь среднему малышу сохранить уверенность в себе и в родительской любви, которой не стало меньше, избегайте сравнений. Не сравнивайте его со старшим или младшим ребенком, говорите ему о его уникальности, его заслугах и успехах.

Самый младший: душа компании

Родив третьего ребенка, родители уже полностью освоили свою роль, зная, чему нужно уделить серьезное внимание, а на что его можно его не обращать.

Будучи младшим ребенком, вы чаще оказываетесь предоставленным самому себе – и в этом вы схожи со старшим, как и в том, что ваши роли в семье особые. Но позиция самого младшего в семье подразумевает меньшую степень ответственности, ответственности за быт и за себя в том числе. Как правило, младший ребенок часто подражает старшим собратьям, оставаясь при этом в привилегированном положении: ему все сходит с рук, потому что он — младший в семье. Степень его влияния распространяется на всю семью, что не может не придавать ребенку физических и эмоциональных сил. Он знает, как обаять окружающих своим шармом и дружелюбием. Младшие дети, вырастая, скорее всего, выберут профессии, где от них не требуется проявление высшей степени той самой ответственности. Они могут найти себя в актерстве, в сфере развлечений или в писательстве.

Устами ребенка:

«Как хорошо быть младшим: обо мне заботятся и родители, и брат/сестра!»
«Не могу понять, хорошо быть самым маленьким или нет? С одной стороны родители ко мне не так требовательны, как к старшим, но с другой, они меня все время спихивают на них. А я чувствую, что старший брат не очень-то рад моему постоянному присутствию: он хоть и подчиняется родителям, но постоянно вымещает на мне свое недовольство».
«А вот моей сестре я не в тягость: она заботится обо мне с удовольствием. Она — мой кумир, я во всем ей подражаю».

Советы родителям:

Младшие дети – самые беззаботные члены в семье. А часто бывают и самыми беззащитными, чьи интересы не учитываются старшими детьми, с которыми они проводят большую часть времени. В такой ситуации у младшего ребенка может развиться неуверенность в своих силах и, как следствие патологическая установка не неуспех любого начатого им дела. В зависимости от поведения старших детей между ними и младшим ребенком формируются либо тесные связи, либо, наоборот.

Чтобы установить теплые отношения между детьми и воспитать младшего ребенка с уравновешенной психикой и уверенного в себе, предстоит немалая работа как со старшими детьми, так и с младшим. Распределите степень участия каждого ребенка в делах семьи и в жизни каждого. Не переборщите и не балуйте младшего своей снисходительностью, воспитывайте в нем самостоятельность и ответственность за свои поступки. Позволяйте каждому быть лидером в разных ситуациях, не вешая на самого младшего ярлык «вечного ребенка».

Единственный ребенок: одинокий волк

Центр вселенной, призма родительски мечтаний и ожиданий, ученик с самого раннего детства – часто это можно сказать про единственного ребенка в семье. Окруженный вниманием взрослых, он чаще выигрывает по сравнению с младшими детьми в плане сообразительности и опыта. Если вы единственный ребенок в семье, то вы скорее всего, самостоятельный и честолюбивый, ответственный и хороший организатор, но нередко с трудом сходитесь со сверстниками из-за недостатка общения с ними. Вы предприимчивы, креативны и уверены в себе, ведь вы чутко ощущаете родительское обожание, которое дает вам представление о себе как о лучшем, безупречном и долгожданном ребенке в семье.

Устами ребенка:

«Хорошо, что меня воспринимают как взрослого: я так хочу быть на них похожим».
«Чтобы познакомиться с теми ребятами, я лучше пойду с мамой: я привык все делать с ней».
«Не хочу делиться игрушками: они все мои».

Советы родителям:

Будьте осторожны и не перегрузите ребенка своей всесторонней заботой. Не преувеличивайте роль ребенка в семье, в которой все должны быть важными и любимыми. Для его социализации старайтесь создавать как можно больше ситуаций, побуждающих малыша к общению со сверстниками.

Старайтесь узнать вашего ребенка

Как видно из наблюдений ученых, очередность рождения имеет большое влияние на формирование характера ребенка. Родителям необходимо учесть все нюансы, необходимо понять особенности личности и характера каждого малыша, чтобы выбрать верную тактику общения с ними и дать им реализоваться на каждом из жизненных этапов. Но еще более важным моментом является создание родителями позитивной, комфортной и здоровой атмосферы дома для гармоничного развития личности каждого ребенка в отдельности и всей семьи в целом.

по материалам www.huffingtonpost.com 

 

 

СОВЕТЫ ДОКТОРА

Резкое  похолодание. Морозы!

 

гололед

http://rutube.ru/video/d0a8439abc8230a93ff437fe02f8edcf/

 

Даже во время не слишком суровой зимы можно получить обморожение. В большей степени от низких температур страдают незащищенные части тела. Результатам же становится повреждение кожи и мышечных тканей.

Негативные факторы (причины), способствующие обморожениям и переохлаждению:

  • Свободный доступ холода к телу.Уши, лицо, руки стоит обязательно защищать от холода и ветра. Обморожение можно получить даже при нулевой температуре.
  • Влажная одежда. Стоит помнить, что даже одежда и обувь могут не уберечь от слишком сильного переохлаждения. Особенно осторожным нужно быть, если ваша одежда влажная, так как потери тепла увеличиваются до 25 раз. Понятно, что ветер значительно усугубляет ситуацию, также увеличивая потери тепла.
  • Длительность воздействие перечисленных выше негативно влияющих факторов.
  • Индивидуальные особенности организма, включающие в себя возраст, общее состояние здоровья. Сюда же можно отнести и состояние организма на данный момент. Так при алкогольном опьянении переохлаждение и обморожения могут возникнуть значительно быстрее. И это несмотря на то, что человек «под градусом» субъективно теплее, чем трезвому. Что неудивительно, так как чувствительность организма снижается.

Некоторые первые признаки обморожения.

  • При коротком воздействии низкой температуру может появляться онемение, небольшая колющая боль, бледность кожи. Обычно при согревании эти симптомы быстро исчезают.
  • При более длительном воздействии холода к предыдущим симптомам добавляется и уменьшение подвижности пострадавших частей тела (например, пальцев ног). В тепле на коже появляются пузыри, наполненные жидкостью.
  • Сильные обморожения характеризуются сильными повреждениями тканей. Цвет кожи может быть голубовато-фиолетовым, появляются синие пятна, пузыри. Лечение в таких случаях длительное, болезненное и не всегда успешное.

moros 9

 Уберечь себя от всех эти проблем, связанных с переохлаждением и обморожением можно стараясь избежать или уменьшить влияние негативных факторов на организм. Правильно подбирайте одежду и обувь, не находитесь долго на сильном ветру и т.д. Варежки лучше, чем перчатки защитят ваши руки. И, конечно, будьте особенно осторожны, если собираетесь употреблять алкогольные напитки.

Также старайтесь не допускать переохлаждения частей тела. Разогревайте руки, лицо, уши их потиранием и массажем. (Если очень серьезное обморожение, то делать это нельзя, так как может привести к дополнительным повреждениям). Может источник тепла. Например, мы сможете греть руки у себя на животе. В случаях, когда вы используете для согревания воду, то начинайте с прохладной воды, постепенно делая ее теплее.

 Губы и лицо могут получить дополнительную защиту, если вы воспользуетесь защитными увлажняющими помадами и кремами. Особенно это важно для губ, которые подвержены быстрому пересыханию и растрескиванию на холоде.

 Закаливание поможет не только стать более устойчивым к перепадам температуры, но и уменьшит потливость тела, что может иметь решающее значение при профилактике переохлаждения.

 

 

 

 

Оставить комментарий