Безопасный интернет

МЫ  —   ЗА БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ!

Все мы знаем, что существует ряд простых правил, позволяющих относительно безопасно бороздить просторы интернета, но чтобы сходу свести их воедино, придется призадуматься. Так получилось, что Федеральная Полиция Австралии (AFP, Australian Federal Police) решила составить перечень из 10 таких правил, чтобы повысить уровень осведомленности, да и просто для наглядного использования. Например, если вы педагог и хотите быстро донести до ребенка или студента основы безопасного пользования интернетом, эти 10 правил будут как нельзя кстати.

online-ed

 

  1. Используйте надежный пароль – комбинируйте строчные и заглавные буквы, цифры, другие символы.
  2. Не верьте всему, что читаете – всегда проверяйте достоверность источника.
  3. Не размещайте личную информацию о себе, членах семьи, друзьях и знакомых в интернете.
  4. Подумайте дважды, прежде чем распространить информацию. Как и в жизни, нужно думать о последствиях того, что говоришь.
  5. Не прикрывайтесь анонимностью экрана компьютера. Не говорите того, что не могли бы сказать человеку в лицо.
  6. Не распространяйте в интернете контент незаконного или неприличного содержания.
  7. Убедитесь, что ваш профиль в социальной сети закрыт от посторонних (проверьте настройки безопасности).
  8. Добавляйте “в друзья” только тех, кого действительно знаете — даже если это друзья ваших друзей, но лично вы не знакомы, лучше лишний раз перестраховаться.
  9. Вашим друзьям следует спрашивать у вас разрешение, прежде чем подгружать фотографии с вами/отмечать вас на фотографиях в социальных сетях. Не бойтесь сказать им об этом!
  10. Не переходите по ссылкам, прикрепленным в имейл сообщениях сразу – вводите адрес в строку браузера сами.

Рисунок3

 

http://disted.edu.vn.ua/media/bp/html/etusivu.htm

 

Интернет уже давно стал незаменимым помощником современного человека. Всемирная сеть — является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Именно поэтому дети активно пользуются Интернетом, а зачастую проводят в Сети даже больше времени, чем взрослые. Юные пользователи осваивают сервисы мгновенных сообщений и интернет телефонию (ICQ, Skype  и пр.), общаются на форумах и в чатах, каждый день узнают много новой увлекательной и образовательной информации.  Однако не стоит забывать, что Интернет может быть не только средством для обучения, отдыха или общения с друзьями, но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна.

Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания. Взрослым нужно помнить о существовании подобных угроз и уделять повышенное внимание вопросу обеспечения безопасности детей в Интернете.

Обязательно нужно поговорить с детьми, объяснить, что могут возникать различные неприятные ситуации и то, как из них лучшим образом выходить. Помните, что безопасность ваших детей в Интернете, во многом зависит от вас.

Также не стоит забывать об опасности интернет и компьютерной (игровой) зависимости. Сегодня интернет буквально переполнен онлайн играми и социальными сетями на любой вкус и цвет. Основная задача  подобных сайтов привлечь и как можно дольше удерживать на своих страницах  новых пользователей. Кроме того, большинство подобных ресурсов, лишь позиционирует себя как бесплатные, занимаясь выманиванием у пользователей  вполне реальных денег за  различных виртуальные предметы и привилегии.

1. Как защитить ребенка от нежелательного контента в Интернете?

Контентные риски – это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.

Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом:

  • Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода;
  • Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
  • Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами;
  • Включите программы родительского контроля и безопасного поиска, которые помогут оградить ребенка от нежелательного контента;
  • Постоянно объясняйте ребенку правила безопасности в Сети;
  • Тем не менее помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую может быть гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.

2. Как научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете?

Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.

Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и др. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы. Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.

Предупреждение груминга:

  • Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;
  • Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;
  • Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;
  • Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;
  • Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

3. Как избежать кибербуллинга?

Кибербуллинг – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.

Предупреждение кибербуллинга:

  • Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости так же неприятно, как и слышать;
  • Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем;
  • Если ребенок стал жертвой буллинга, помогите ему найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички;
  • Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз;
  • Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.

4. Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенников?

Кибермошенничество – один из видов киберпреступления, целью которого является причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и другое)

Предупреждение кибермошенничества:

  • Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;
  • Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных;
  • Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и, если ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности:
  1. Ознакомьтесь с отзывами покупателей
  2. Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина
  3. Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs)
  4. Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек
  5. Сравните цены в разных интернет-магазинах.
  6. Позвоните в справочную магазина
  7. Обратите внимание на правила интернет-магазина
  8. Выясните, сколько точно вам придется заплатить

Объясните ребенку, что нельзя отправлять слишком много информации о себе при совершении интернет-покупок: данные счетов, пароли, домашние адреса и номера телефонов. Помните, что никогда администратор или модератор сайта не потребует полные данные вашего счета, пароли и пин-коды. Если кто-то запрашивает подобные данные, будьте бдительны – скорее всего, это мошенники.

5. Как распознать интернет- и игровую зависимость?

Сегодня все более актуальны проблемы так называемой « интернет-зависимости » (синонимы: интернет-аддикция, виртуальная аддикция) и зависимости от компьютерных игр («геймерство»). Первыми с ними столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн.

Как выявить признаки интернет-зависимости у ребенка:

  • Оцените, сколько времени ребенок проводит в Сети, не пренебрегает ли он из-за работы за компьютером своими домашними обязанностями, выполнением уроков, сном, полноценным питанием, прогулками.
  • Поговорите с ребенком о том, чем он занимается в Интернете. Социальные сети создают иллюзию полной занятости – чем больше ребенок общается, тем больше у него друзей, тем больший объем информации ему нужно охватить – ответить на все сообщения, проследить за всеми событиями, показать себя. Выясните, поддерживается ли интерес вашего ребенка реальными увлечениями, или же он просто старается ничего не пропустить и следит за обновлениями ради самого процесса. Постарайтесь узнать, насколько важно для ребенка общение в Сети и не заменяет ли оно реальное общение с друзьями.
  • Понаблюдайте за сменой настроения и поведением вашего ребенка после выхода из Интернета. Возможно проявление таких психических симптомов как подавленность, раздражительность, беспокойство, нежелание общаться. Из числа физических симптомов можно выделить головные боли, боли в спине, расстройства сна, снижение физической активности, потеря аппетита и другие.

Если вы обнаружили возможные симптомы интернет-зависимости у своего ребенка, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Постарайтесь наладить контакт с ребенком. Узнайте, что ему интересно, что его беспокоит и так далее.
  2. Не запрещайте ребенку пользоваться Интернетом, но постарайтесь установить регламент пользования (количество времени, которые ребенок может проводить онлайн, запрет на сеть до выполнения домашних уроков и прочее). Для этого можно использовать специальные программы родительского контроля, ограничивающие время в Сети.
  3. Ограничьте возможность доступа к Интернету только своим компьютером или компьютером, находящимся в общей комнате, – это позволит легче контролировать деятельность ребенка в сети. Следите за тем, какие сайты посещает ребенок.
  4. Попросите ребенка в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в Интернете. Это поможет наглядно увидеть и осознать проблему, а также избавиться от некоторых навязчивых действий, например от бездумного обновления странички в ожидании новых сообщений.
  5. Предложите своему ребенку заняться чем-то вместе, постарайтесь его чем-то увлечь. Попробуйте перенести кибердеятельность в реальную жизнь. Например, для многих компьютерных игр существуют аналогичные настольные игры, в которые можно играть всей семьей или с друзьями, при этом общаясь друг с другом вживую. Важно, чтобы у ребенка были не связанные с Интернетом увлечения, которым он мог бы посвящать свое свободное время.
  6. Дети с интернет-зависимостью субъективно ощущают невозможность обходиться без Сети. Постарайтесь тактично поговорить об этом с ребенком. При случае обсудите с ним ситуацию, когда в силу каких-то причин он был вынужден обходиться без Интернета. Важно, чтобы ребенок понял – ничего не произойдет, если он на некоторое время выпадет из жизни интернет-сообщества.
  7. В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалисту.

_____________________________________________________________________

Видео-ролик

 

 

 

Родителям следует помнить о том, что безопасность детей в Интернете – их «головная боль». В сентябре 2009 года сотрудники института социологии НАН Украины провели опрос 1200 детей, их родителей и учителей по поводу использования подрастающим поколением информационных технологий, и результаты оказались довольно печальными.

 

Выяснилось, что 87% родителей отлично знают, что должны контролировать интернет-активность своих чад, но всего 11% действительно делают это. Таким образом, подавляющее большинство детей ни в чем себя не ограничивают, посещают какие угодно сайты и общаются, с кем захотят (и в России, увы, едва ли показатели намного лучше).

 

В Интернете дети и подростки могут наткнуться на информацию, о которой им лучше бы было не знать: зайти на интернет-ресурс с порнографическим контентом или экстремистскими статьями, заинтересоваться сайтом о суициде, наткнуться на интернет-магазин, торгующий запрещенными веществами.

 

Но это не самое страшное: дети очень любопытны, но, как правило, дальше простого любопытства при явных, «открытых», даже информационных, угрозах не заходят. Но Интернет, увы, таит в себе и другие опасности, одна из самых главных, пожалуй – большое количество сексуальных извращенцев, способных причинить ребенку зло, морально или физически.

 

Как защитить ребенка от педофила?

 

Прежде всего, стоит подготовиться к выходу ребенка в Интернет из дома. Он, конечно, может сидеть в Сети из школы или интернет-клуба, но там, как правило, дети ограничены во времени и едва ли станут общаться с незнакомцами. А кроме того – и это очень важно – обучение культуре использования Интернета как часть воспитания ребенка, должно начинаться не со школы, а с семьи, и именно родителям прежде всего стоит заботиться о безопасности своих чад.

Если вы решили познакомить ребенка с Интернетом, позаботьтесь о программной защите. Производители программного обеспечения предлагают самые разные варианты защиты детей от опасного контента: фильтры, блокирующие опасный контент, «взрослые» ресурсы (в том числе и, например, социальные сети) автоматически, фильтры, в которых уровни доступа настраиваются вручную.

Существуют специальные надстройки для интернет-браузеров, которые не блокируют нежелательные сайты, а, наоборот, пускают их только на проверенные и разрешенные (настраиваются под возраст ребенка, от младшего школьного возраста до подросткового).

Защитные программы могут не только блокировать доступ к интернет-сайтам, но и контролировать другие аспекты деятельности в Интернете (в зависимости от пожеланий родителей и настроек): например, можно выбрать продолжительность сеанса в Сети, запретить пользоваться программами обмена сообщениями (ICQ, Skype и т.д.), отслеживать историю посещений в браузере и так далее.

Многие из таких «помощников» предлагаются для скачивания из Интернета бесплатно, некоторые – продаются в комплекте с другим программным обеспечением (и это не тот случай, когда можно позволить себе «махнуть рукой» и «сэкономить»).

К контролю поведения ребенка в Интернете стоит относиться очень внимательно: то, что на первый взгляд может показаться безобидным, на самом деле стоит пресекать. Так, например, подавляющее большинство пользователей Интернета зарегистрированы в социальных сетях, где общаются со своими друзьями, знакомыми по реальной жизни или виртуальными.

Это, безусловно, как приятное, так и, зачастую, полезное занятие, но так ли уж нужен аккаунт в «Одноклассниках», «В Контакте» или западных социальных сервисах вроде Facebook 11-летнему ребенку? Во-первых, со своими одноклассниками он и так ежедневно общается в школе, во-вторых, детская страница в подобном сервисе может привлечь внимание педофила.

Поэтому, даже если вы не привыкли воспринимать какие-то интернет-ресурсы «опасными», задумайтесь – возможно, их не стоит посещать ребенку. Ну, а если вы очень хотите, чтобы ребенок тренировал навыки социализации в киберпространстве, попробуйте подружить его с детскими игровыми социальными сетями – они и безопаснее, и детям там будет интереснее в компании сверстников.

Однако, одно дело – ребенок 10 лет, а другое – 15-летний подросток, который тоже может стать жертвой злоумышленников, но требует гораздо больше свободы действий. Вряд ли подростку понравится, что историю его посещений контролируют или запрещают регистрироваться в социальной сети. Как оградить подросшее чадо от опасности? Лучше всего просто сообщить ему о ней. Со всеми детьми, как маленькими, так и подросшими, важно говорить о правилах безопасности в Сети.

Что рассказать ребенку? Прежде всего, объясните ему, что в Интернете, точно так же, как и на улице, не стоит разговаривать с незнакомцами. Не стоит доверять виртуальным личностям, активно навязывающим свое «общество»: внимание к своей скромной персоне, конечно, нередко льстит не только детям, но и взрослым, но может обернуться неприятностями и даже трагедией.

Расскажите ребенку, что Интернет дает инструменты для того, чтобы представляться кем угодно: взрослый мужчина может завести аккаунт в социальной сети или на форуме от имени ребенка (и даже опубликовать «детские фотографии», подражать детской манере говорить и т.д.), чтобы скрыть свое истинное лицо. Это, конечно, не значит, что каждый пользователь Сети – обманщик, но осторожность не помешает.

Ребенок должен знать, что ни в коем случае нельзя публиковать в Сети личную информацию о себе и своей семье, а именно: адрес проживания, место работы родителей, адрес учебы, контактные телефоны, «незначительные подробности» вроде графика работы мамы и папы, и так далее. Кроме того, все эти данные нельзя рассказывать виртуальным знакомым при личном общении (тем более, если они расспрашивают).

Объясните своему ребенку, что ему не стоит публиковать в Интернете свои фотографии, а если это, на его взгляд, необходимо – пусть он советуется с родителями (чтобы ребенок не чувствовал себя «жертвой цензуры», объясните, что хотите посоветовать ему выбрать лучшее фото). Дети зачастую бывают в выборе фотографий беспечными, и легко могут выложить в Сеть изображение себя в домашней обстановке или на пляже – а потом такие фото оказываются на сайтах для педофилов.

Главное, чтобы ребенок доверял вам и не боялся рассказывать о том, что он видел в Интернете, с кем общается, какие сайты посещает и что новое узнает. Это позволит предупредить опасности. Но вопросы доверительного общения с детьми, отметим, важны во всех сферах жизни, не только в Сети.

И напоследок – о беспечности самих родителей. Как ни прискорбно это осознавать, но мамы и папы частенько самостоятельно «толкают» своих детей в лапы извращенцев. Многие активные блогеры и пользователи социальных сетей, не задумываясь о последствиях, публикуют в своих дневниках фотографии своих малышей, часто – в обнаженном виде (так как это «мило и трогательно»).

Некоторые особенно активные и одурманенные счастьем отцовства и материнства родители даже ведут блоги от имени своих пока ещё не умеющих читать и писать детей – не смотря на то, что это не этично по отношению к своему ребенку.

 

 

 

Оставить комментарий