Система патриотического воспитания

Концепция развития школы  на 2015-2020г.г.

Основные мероприятия по реализации Программы развития школы

Пазл-проект « Школа»

Направление «Ученик нового времени»

Социальный компонент образовательной среды

ПРОЕКТ 1.1.  «ПАТРИОТ-ONLINE»

Пояснительная записка

В современном мире наблюдаем политическую и экономическую нестабильность, обострение национальных вопросов, наступление национализма и возрождение фашистской идеологии. На сознание подрастающего поколения оказывает разрушающее воздействие пропаганда в СМИ, чуждые традиционному славянскому менталитету идеологические, социально-политические, духовно-нравственные стереотипы и штампы, фальсификация истории.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей молодой Донецкой Народной Республике во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В этих условиях необходимо осуществлять воспитание личности, принимающей самостоятельные решения, умеющей взять ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В формировании такой личности свой вклад должна внести современная школа.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Поэтому воспитание в духе патриотизма и гражданственности так актуально и важно в современных условиях.

Воспитание и формирование целостной личности с устойчивой системой социально значимых черт в условиях современного полиинформационного пространства требует непременного расширения средств воздействия на обучающегося. Именно это вызвало у нас потребность  ввести в систему патриотического воспитания интернет-ресурсы.

С 2013 года функционирует официальный сайт школы, который пользуется большой популярностью среди учащихся, родителей и учителей. По итогам районного конкурса «Лучший сайт года 2013» школа заняла первое место в четырёх номинациях : «Лучший сайт года — 2013»,«Лучшая Web-страница новостей — 2013», «Web-страница для родителей — 2013», «Web-страница директора школы — 2013» (Приказ Кировского РОО от 10.02.2014г.  № 55 «Об итогах проведения районного конкурса сайтов «Лучший сайт года — 2013» среди учебных заведений»), награждён  Дипломом за участие в Международной виртуальной выставке «Современные учреждения образования — 2014». Мы приобрели определённый опыт в формировании информационного пространства школы: сайт — презентация работы школы по многим направлениям, средство связи в наши сложные будни, экспериментальная площадка для внедрения новых проектов, «Доска Почёта» наших детей, родителей и учителей. Мы систематизировали  материалы по патриотическому воспитанию школы. Таким образом, сформировалась рубрика «Патриот» на официальном сайте Донецкой общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №85 ( //school85.pp.ua/ ), а проект получил название «ПАТРИОТ-ONLINE».

  Цели проекта:

  • формирование у обучающихся гражданской компетентности – способности активно, ответственно и эффективно реализовать свои гражданские права и обязанности;
  • воспитание сознательного, патриотически ориентированного гражданина, ответственности за судьбу Отечества, его прошлое, настоящее и будущее;
  • развитие потребности у обучающихся активного участия в судьбе Республики;
  • реализация интеллектуальных и творческих возможностей обучающихся;
  • создание школьного музея.

Задачи: 

  • активизировать самообразовательный потенциал детей за счет средств сети Интернет;
  • формировать активную гражданскую позицию обучающихся;
  • проводить пропедевтическую подготовку будущих участников гражданских организаций;
  • воспитывать уважение к подвигу ветеранов Великой Отечественной войны,

прививать любовь к Республике и малой Родине;

  • воспитывать осознание причастности к культурному наследию родного края;
  • повышать качества патриотического воспитания, усилить взаимодействия с  социумом по вопросам патриотического воспитания;
  • усилить роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Участники проекта: 

Обучающиеся,  родители, педагоги, активные пользователи сети Интернет.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения цели

  1. Методологической основой Проекта является Программа по патриотическому воспитанию. (Приложение 1)
  2. В процессе проведения воспитательной работы по патриотическому воспитанию накопился ряд материалов, сопряженных с ней. Так на школьном сайте возникла рубрика «История», которая позднее, в силу расширения своей функциональной нагрузки, стала называться «Патриот». Рубрика объединяет ресурсы, направленные на формирование гражданско-патриотической компетентности. Материалы рубрики являются отображением системной работы по патриотическому воспитанию и по формированию активной жизненной позиции у обучающихся.

Структура рубрики  «Патриот» (страницы)

  1. «Система патриотического воспитания»
  2. «Общественное движение «Молодая республика»»
  3. «70 лет Победы»
  4. «Помним и чтим»
  5. «Патриотические акции»
  6. «День освобождения Донбасса»
  7. «Посвящение Донбассу. Очерки»
  8. «Микрорайон шахты им.Е.Т.Абакумова»
  9. «Видеозал»

  Страница  «Система патриотического воспитания»  

1.Программа по патриотическому воспитанию. (Приложение 1)

2.Структура системы патриотического воспитания. (Приложение 2)

3.Планирование работы. (Приложение 3)

Страница «Общественное движение «Молодая республика»»

Краткая информация об общественном движении.

Страница находится в разработке, будет освещать сотрудничество школы с организацией, обеспечивать необходимой информацией участников общественного движения школы.

Страница «70 лет Победы»

Нельзя допустить,   чтобы Великая Отечественная война стала для потомков «неизвестной» войной. Во имя высшей справедливости, во имя гордого будущего страны мы отдаём дань памяти  подвигу участников  войны. Здесь отображен наш вклад в сохранение исторического наследия: представлены материалы победителей республиканского этапа веб-вернисажа юных поэтов  и веб-фестиваля юных чтецов и декламаторов;  районного конкурса инсценированной песни «Песни великого подвига»; размещён альманах творческих работ «Эхо войны»; творческие работы  победителей республиканского этапа конкурса очерков «Большой подвиг маленького города, села»,  «Стоит солдат на постаменте».

Страница «Помним и чтим»

Фотоотчет акций и мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне. Здесь размещена фотоэкспозиция торжественного мероприятия, посвящённого 70-летию Великой Победы, районного праздника, посвящённого Дню Великой Победы, поздравление ветеранов и жителей микрорайона шахты им.Е.Т.Абакумова с праздником,  митинга в парке Славы.

Страница-рубрика «Патриотические акции»

Новая страница, которая включает три раздела по названию акций и предусматривает расширение разделов по мере поступления материалов.

Эта страница носит информативно-познавательный характер. Рассказывает об акциях, посвящённых памяти  героев Великой Отечественной войны: «Вахта памяти», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка».

«Вахта памяти» — рассказ о жителях микрорайона шахты им. Е.Т.Абакумова, участниках боевых действий Великой Отечественной войны. «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка» — новые акции, которые впервые проводились. История возникновения акций размещена на данных страницах.

Страница «День освобождения Донбасса»

Мы, жители Донбасса, испытавшие на себе ужас боевых действий 2014-2015гг., понимаем значение этого великого праздника – Дня освобождения Донбасса. По данным опроса жителей региона именно 8 сентября является наиболее почитаемым Днём национальной гордости.

Как проходит этот день в нашей школе, в Кировском районе, в городе, в Донецкой Народной Республике и рассказывает эта страница. Свою работу мы подтверждаем фотоматериалами. С огромным удовольствием и трепетным волнением каждый подросток и ребёнок участвует в таких мероприятиях, проникаясь любовью к Донецкой земле.

Страница «Посвящение Донбассу. Очерки»

История Донецкого региона остаётся в памяти потомков. Эта память жива, она в воспоминаниях и рассказах участников событий, в исследовательских работах юных краеведов, в творческих работах обучающихся, посвященных подвигам наших соотечественников.

Страница-рубрика «Микрорайон шахты им.Е.Т.Абакумова »

Посвящение Малой Родине. В разработку этой страницы-рубрики планируется включить материалы о памятных местах посёлка, истории прославившихся жителей, культурное наследие микрорайона. Материал будет постоянно обновляться и пополняться.

Страница «Видеозал»

Фрагменты школьной жизни. Часть проекта «Кинозал». Работы выполнены и подготовлены учителями школы.

Собраны школьные видеоролики по патриотическому воспитанию (Презентация «70 лет Великой Победе»,  «Дорогами Афганистана» и др.).

Выводы

Таким образом, мы предлагаем современную электронную форму пропаганды патриотического воспитания .

Прогнозируемые результаты реализации проекта

  • формирование патриотически ориентированной личности обучающегося, готовой принимать активное участие в судьбе Родины, брать на себя ответственность за её прошлое, настоящее и будущее;
  • становление личностных характеристик обучающихся согласно Стандартам начального, основного, среднего общего образования Донецкой Народной Республики;
  • создание школьного музея;
  • распространение передовых форм и методов патриотического воспитания;
  • расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе;
  • привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию учащихся.

Оценка эффективности проекта:

Критерии оценивания:

  • повышение толерантности, проявление активной гражданской позиции обучающихся;
  • повышение интереса к истории родного края;
  • сформированность активной гражданской позиции

Методы оценивания:

  • мониторинг активности пользователей сайта;
  • оценка познавательного интереса к истории родного края;

Оценка рисков и мероприятия по их минимизации:

При реализации проекта «ПАТРИОТ-ONLINE» наиболее вероятны следующие риски:

  • технические неполадки на сервере, поддерживающем сайт;
  • вирусные атаки на аккаунты пользователей;

Минимизация рисков состоит в постоянной технической поддержке и надлежащем техническом обслуживании, а также отслеживанию контента.

Дальнейшее развитие проекта

Расширение информационного пространства путем внедрения проекта в социальные сети, освещение системы патриотического воспитания в СМИ.

Система контроля за ходом реализации проекта

Контроль за ходом реализации проекта осуществляется администрацией школы.

Директор школы осуществляет:

  • общее руководство патриотическим воспитанием внутришкольный учёт и контроль за выполнением мероприятий по патриотическому воспитанию.

Заместитель директора по воспитательной работе:

  • анализирует состояния  патриотической работы, её планирование;
  • обеспечивает единство и взаимосвязь урочной и внеурочной работы по подготовке молодёжи к защите Отечества;
  • организует кружковую работу патриотической направленности;
    • руководит подготовкой и проведением патриотических мероприятий.

Классные руководители:

  • осуществляют руководство целенаправленной патриотической деятельностью классного коллектива;
  • планируют и координируют соответствующую работу учителей, занимающихся с данным классом, родителей по формированию у учащихся готовности к служению Отечеству, его защите.

 

ПРОГРАММА

патриотического воспитания «Патриот»

Пояснительная записка

Схема патриотич. воспит. Программа построена на основе базовых ценностей Донецкой Народной Республики, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд, творчество, наука, образование и направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина Донецкой Народной Республики.

Программа определяет цели, задачи, основные направления, конкретные мероприятия патриотического воспитания учащихся и ориентирована на повышение статуса патриотического воспитания в школьной системе  воспитания. Программа реализуется через все возрастные категории и рассчитана на 5 лет (2014-2019 годы).

При организации работы по патриотическому воспитанию учащихся руководствуемся в своей деятельности  принципами последовательности, преемственности, непрерывности в развитии и воспитании обучающихся с учетом их возрастных особенностей, демократизма и тесной и непрерывной связи с другими видами воспитания;

Используем многообразие форм, методов и средств с целью обеспечения эффективности воспитания.

Реализация программы  предполагает совместную деятельность педагогического коллектива  школы, учреждений дополнительного образования и общественных организаций по реализации всех направлений патриотического воспитания учащихся.

Приоритетными направлениями в области патриотического воспитания учащихся в школе определены:

  • воспитание высоких духовно-нравственных принципов, гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству;
  • формирование патриотических чувств на основе культурно-патриотических ценностей, трудовых и боевых традиций народа;
  • формирование глубокого понимания конституционного гражданского долга;
  • формирование здорового образа жизни учащихся;
  • профилактика правонарушений.

Данную Программу следует рассматривать как шаг на пути решения проблемы воспитания гражданина.

Цель: 

  • создание в школе системы патриотического воспитания;
  • формирование у учащихся свойств, присущих гражданину и патриоту Донецкой Народной Республики;
  • создание условий для осуществления социальной активности учащихся;
  • реализация интеллектуальных и творческих возможностей обучающихся.

Задачи:

  • обеспечение воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификация;
  • воспитание высоких духовно-нравственных принципов, гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству;
  • повышение качества патриотического воспитания;
  • реализация программы мероприятий патриотического направления с последующей оценкой качества результативности;
  • обновление содержания патриотического воспитания, расширение спектра активных форм и методов работы по данному направлению;
  • усиление взаимодействия с социумом по вопросам патриотического воспитания;
  • усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения;
  • приобщение к истории родного края;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Этапы реализации:

I этап: подготовительный (2014-2015гг.)

Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.

Задачи:

1.Провести анализ работы по патриотическому воспитанию в школе.

2.Изучить нормативно-правовую базу.

3.Разработать и утвердить программу.

II этап: практический   (2015-2018 гг.)

Цель : реализация программы «Патриот»

Задачи:

  1. Разработать методические рекомендации по выбору содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов, технологий воспитательного воздействия.
  2. Создать кейс мероприятий по патриотическому воспитанию.
  3. Разработать план совместных мероприятий со школьным музеем и музеем шахты им. Е.Т.Абакумова.
  4. Эффективно использовать все возможности социума в организации работы по патриотическому воспитанию, а также привлекать представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  5. Участвовать в районных, городских и республиканских конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический (2018-2019 уч.г.)  

Цель : мониторинг реализации  Программы.

Задачи:

  1. Обобщить результаты работы школы по патриотическому воспитанию.
  2. Провести коррекцию затруднений в реализации Программы.
  3. Определить перспективы дальнейшего развития Программы.

Прогнозируемый результат

  • Развитие целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей.
  • Воспитание у учащихся  любви к своей «малой» Родине, родному краю, ее замечательным людям.
  • Формирование ответственного  понимания у  учащихся  гражданского долга и конституционных обязанностей, активной жизненной позиции.
  • Создание благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического формирования подрастающего поколения.
  • оформление материалов в школьном музее;
  • активизация, поддержка познавательного интереса к истории;
  • внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания;
  • привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию учащихся;
  • расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе;
  • повышение толерантности, проявление активной жизненной позиции  учащихся;
  • проявление мировоззренческих установок учащихся к защите Отечества.

Ресурсное  обеспечение  Программы

№п/п Вид ресурсов Перечень действий
1. Информационные Ознакомление с Программой всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, учащихся.Создание на сайте школы рубрики  патриотического направления «Патриот»  //school85.pp.ua/
2. Кадровые Назначить ответственной за реализацию Программы заместителя директора по воспитательной работе Мосягину Ю.В.
3. Нормативно-правовые Конституция Донецкой Народной Республики.Законодательство Донецкой Народной Республики.Стандарты начального, основного, среднего общего образования Донецкой Народной Республики.Декларация прав ребёнка Программа  «Патриот».План мероприятий по реализации Программы.
4. Программно-методические Литература по гражданско-патриотическому воспитанию, в сети Интернет, методическом кабинете школы.Банк методических разработок внеклассных мероприятий, классных часов, коллективных творческих дел по гражданско-патриотическому воспитанию

 

Планирование работы

    Месяц      Мероприятие    Время проведения Категория участников Ответственные
Сентябрь 1.Праздник «Первый звонок» 1 сентября 1-11 классы Зам. директора по ВР,педагог-организатор
2.Первый  урок: «Люблю тебя, родной Донбасс!» 1 сентября 1-11 классы Классные руководители
3. Выставка библиотечной  литературы  «Люблю тебя, родной Донбасс!» В течение месяца 1-11 классы Библиотекарь
4. Единый «Урок памяти» ко Дню освобождения Донбасса 4 сентября 1-11 классы Зам. директора по ВР,педагог-организатор
5. Торжественная  линейка, посвященная 72- годовщине  освобождения Донбасса 8 сентября 1-11 классы Зам. директора по ВР,педагог-организатор
6. День здоровья, посвященный Дню освобождения Донбасса 10 сентября11 сентября 1-4 классы5-11 классы Зам. директора по ВР,педагог-организатор,учитель физической культуры
Октябрь 1. День пожилого человекаОперация «Забота». Изготовление листовок  ко Дню пожилого человека.и их распространение. 1 октября 5-11 классы Классные руководители
 2. Поисково- исследовательская  операция: «Посёлок шахты им.Е.Т.Абакумова — моя малая Родина» Октябрь-декабрь 5-11 классы Зам. директора по ВР,педагог-организатор,учитель истории
3. Конференция«Новая школа». Защита школьных проектов В течение месяца 9-10 классы  Зам.директора по УВР,   учителя- предметники
Ноябрь 1.Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» 3 неделя 7-11 классы Педагог-организатор,учитель физики
2. Классные часы, посвященные Дню Матери 4 неделя 1-11 классы Классные руководители
3. Конкурс стенгазет «Наша школа» 4 неделя 5-11 классы Педагог-организатор,классные руководители
4. Экскурсии в музей ДДЮТ В течение месяца 5-9 классы Зам. директора по ВР,педагог-организатор,классные руководители
Декабрь 1.Акция « Моя помощь музею школы»(сбор экспонатов для школьного музея) Декабрь-январь 1-11 классы Зам. директора по ВР,педагог-организатор,заведующий музейной комнатой

 

2. Литературно-музыкальный вечер, посвященный памяти поэта-земляка Виктора Сутченко 2 неделя 5-11 классы Директор школы
3.Линейка памяти: «Афганистан — наша память» 3 неделя 5-11 классы Зам. директора по ВР,педагог-организатор
Январь 1.Тематические классные часы: «Я — Гражданин» 3 неделя 1-11 классы Классные руководители
2.Выставка детских рисунков   «Моя семья» 4 неделя 1-4 классы Педагог-организатор,учитель изобразительного искусства
3.Оформление стенда«История моего города» 3-4 неделя 5-11 классы Педагог-организатор
Февраль 1.Классные  часы, посвященные  Дню вывода советских войск из Афганистана  18 февраля19 февраля 1-4 классы5-11 классы Классные руководители
2. Конференция, посвященная  Дню вывода советских войск из Афганистана 3 неделя 10-11классы Учитель истории,учителя-филологи
3. Классные часы, посвященные Дню защитника Отечества. «Защитник Родины. Каким ему быть?» 25 февраля26 февраля 1-4 классы5-11 классы Классные руководители
4.Спортивный праздник  «Солдатский  марафон» 23 февраля 5-11 классы Зам. директора по ВР,педагог-организатор,учитель физической культуры
5. Спортивные соревнования «А ну-ка, мальчики!» 23 февраля 1-4 классы Классные руководители
Март 1.Классные часы, посвященные Международному Женскому дню  4 марта5марта 1-4 классы5-11 классы Классные руководители
2.Конкурс  чтецов «Люблю тебя, мой край родной!» 3 неделя 5-11 классы Учителя-филологи
3. Библиотечный урок«Литературная сокровищница Донбасса» 4 неделя 4 класс Библиотекарь
Апрель 1.Классные часы, посвященные Дню космонавтики: «Первый человек в космосе» 2 неделя 1-11 классы Классные руководители
2. Районная  военно-патриотическая игра «Зарница» В течение месяца 5-9 классы Зам. директора по ВР,педагог-организатор
3. Просмотр  кинофильмов об исторических событиях Великой Отечественной войны В течение месяца 5-11 классы Педагог-организатор
4.Акция «Ветеран живет рядом» (предоставление волонтерской помощи участникам ВОВ); 4 неделя 5-11 классы Зам. директора по ВР,классные руководители
5 Акция «Георгиевcкая ленточка» Апрель-май 1-11 классы Зам. директора по ВР,педагог-организатор
Май 1.Праздничное мероприятие, посвященное Дню Победы 6 мая 1-11 классы Зам. директора по ВР,педагог-организатор
2. Выставка рисунков и плакатов, посвященная Дню Победы 1-2 недели 1-11 классы Педагог-организатор
3.Торжественная линейка, посвященная Дню Победы.Акция «Бессмертный полк» 8 мая 1-11 классы Зам. директора по ВР,педагог-организатор
4. Акция « Вахта памяти» В течение месяца 5-11 классы Зам. директора по ВР, педагог-организатор
5.Акции, посвящённые становлению Донецкой Народной Республики 1-2 недели 1-11 классы Педагогический коллектив школы
5.Районное мероприятие «Будущий воин» В течение месяца 10-11 классы Зам. директора по ВР,педагог-организатор
6. Тематические классные часы, посвященные Дню Победы.Операция «Забота». Поздравление ветеранов микрорайона 2 неделя 5-11 классы Педагог-организатор,классные руководители
7. Литературная выставка в библиотеке, посвященная Дню Победы 1-2 недели 1-11 классы Библиотекарь
8.Праздник «Последний звонок» 28 мая 1-11 классы Зам. директора по ВР,педагог-организатор
Июнь Выпускной бал В течение месяца 9,11 классы Зам. директора по ВР,педагог-организатор

 

 

 

 

Оставить комментарий